Ведущие вузы Европы и Азии обсудили, как обеспечить качественное онлайн образование

01.05.2020

29 апреля в Санкт-Петербурге состоялась Международная онлайн-конференция, посвященная работе высших образовательных учреждений в условиях пандемии коронавируса. Участие в масштабной дискуссии приняли руководители вузов из более чем 10 стран мира, учёные и представители медиасообщества. Организатором мероприятия выступил Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Открывая обсуждение, заместитель директора Петербургского кампуса Президентской Академии Евгений Китин отметил важность подобных встреч для обмена лучшими практиками организации учебного процесса студентов в дистанционном формате. По его словам, сложившаяся эпидемиологическая ситуация и введение ограничительных мер стали настоящим вызовом для многих образовательных учреждений, в числе которых – СЗИУ РАНХиГС .

«В очень короткий промежуток времени все работники нашего Института – более 1200 человек – перешли в дистант и сегодня, находясь в онлайне, обеспечивают образовательный процесс учащихся практически в круглосуточном режиме. Несмотря на первоначальные сложности, нам удалось организовать дистанционный формат обучения, который в полной мере компенсирует лекционные, семинарские и практические занятия. Для учащихся открыты «горячие линии» по вопросам взаимодействия с преподавателями и деканатами, а также линия психологической поддержки. Кроме того, для педагогов были разработаны специальные методические указания по проведению учебных занятий», – рассказал Китин.

Заместитель директора СЗИУ РАНХиГС добавил, что вуз уже готов к онлайн-защитам выпускных квалификационных работ студентов и запуску предстоящей приёмной кампании, которая пройдёт в Институте исключительно в цифровом формате.

Особое внимание в ходе конференции уделено вопросам создания благоприятных условий для учебного процесса, международного сотрудничества и перспективам продолжения реализации программ академической мобильности студентов. Ключевым в дискуссии стал доклад представителя Шанхайского таможенного колледжа Чен Джинга. Эксперт отметил, что Китай стал первым государством, столкнувшимся с необходимостью перейти на дистанционное обучение.

«В целях борьбы с covid-19 руководством страны были приняты очень строгие ограничительные меры, которые коснулись всей системы образования Китая. Однако сейчас мы возвращаемся к привычному режиму работы. Школьники уже могут посещать занятия, а все вузы, в том числе в Шанхае, на работают в штатном режиме. При этом, запрет на въезд иностранцев ещё сохраняется, потому что на территориях, граничащих с Китаем, бушуют очаги инфекции. К сожалению, это не позволяет нам реализовывать программы студенческих обменов. Но как только ситуация изменится, они будут возобновлены», – заявил г-н Чен Джинг.

Надежду на скорое возвращение стран, затронутых эпидемией, к нормальной жизни выразил и ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан Абдухалил Гафурзода: «Практику дистанционного обучения студентов мы используем с 2012 года, а благодаря соглашению о сотрудничестве со Всемирным Банком наши студенты имеют возможность обучаться на платформе Moodle. Мы планируем использовать лучший опыт СЗИУ РАНХиГС в организации учебного процесса и научных конференций для дальнейшей реализации международного сотрудничества с партнёрами».

В свою очередь ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Геннадий Пальчик уверен, заменить очное обучение онлайн форматом сейчас достаточно трудно: «В программы гуманитарных специальностей платформы для дистанционных лекций и семинаров включить проще, но если обратиться к техническим дисциплинам или медицине, то, безусловно, для проведения качественных занятий этого компонента нам будет недостаточно».

С этой точкой зрения не согласилась координатор международной деятельности Института политических наук города Бордо (Франция) Елена Дюба, подчеркнувшая, что благодаря современным технологиям образование стало более индивидуальным. 

«Преподаватель может лично пообщаться со каждым студентом. И в этом я вижу главную ценность произошедших перемен. Хотела бы отметить, что каждый год к нам приезжают учащиеся из более чем 40 стран, в том числе из России. Сейчас мы делаем все от нас зависящее, чтобы те, кто учится по обмену во Франции, могли завершить этот процесс и сдать экзамены», – заявила Дюба.

Заведующая кафедрой социальных технологий Петербургского кампуса Президентской Академии Инна Ветренко считает, что условия самоизоляции не повлияли на возможность учёных осуществлять исследования.

«Спрос на научные разработки сегодня растет как на образовательном рынке, так и внутри Института. Например, я занимаюсь политической социологией и в данным момент получаю множество онлайн-запросов на качественные и количественные опросы. Мы регулярно изучаем, насколько студенты удовлетворены, включены в процесс обучения. Что касается кооперации вузов, то в СЗИУ сейчас реализуется двухгодичный проект с Шанхайским административным институтом. Один из его этапов – подготовка совместного выпуска тематического журнала «Управленческое консультирование» на английском языке. Когда мы перешли на работу из дома, этот процесс пошел с опережением. Уверена, мы закроем данный этап значительно раньше намеченного срока», – пояснила Инна Ветренко.

Добавим, Международная онлайн конференция «Университеты в условиях пандемии коронавируса: как обеспечить устойчивое развитие и международное сотрудничество в новых условиях» прошла в Петербурге впервые. Масштабная дискуссионная площадка объединила представителей Азербайджана, Германии, Казахстана, Китая, Сербии, Таиланда, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Франции и других государств.

Share:

Read next

Subscribe to StudyInSPb
Newsletter