Главная / Новости / Education and science

В Петербурге обсудили перспективы профессионального образования и науки

22.11.2019

22 ноября завершил работу XIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке», проходившем в рамках Дней науки-2019. Организатором конгресса является Комитет по науке и высшей школе. Более 1000 участников из более 10 регионов России, а также Германии, Польши, Болгарии, Индии, Белоруссии, Эстонии, Молдавии обсуждали актуальные вопросы в сфере профессионального образования, науки и инновационной деятельности, сближения позиций образования, науки и бизнес-сообщества в вопросах подготовки профессиональных кадров, научной, инновационной политики.

В заключительный день работы конгресса в пленарном заседании «Новые формы общественно-государственного партнерства в развитии науки и профессионального образования» и последовавшей за ним панельной дискуссии «Новые формы общественно-государственного партнерства в развитии науки и профессионального образования» приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Княгинин В.Н., председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Авдеев Ю.В., президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Турчак А.А., председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области ректора Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Демидов А.В., ректор Горного университета Литвиненко В.С., заместитель президента Российской академии наук «Развитие системы профессионального образования в контексте гуманитарно-технологической революции» Иванов В.В., генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) Поляков С.Г., заместитель генерального директора – технический директор ПАО “Силовые машины” Петреня Ю.К., исполнительный директор АО «ОДК–Климов» Ватагин А.И., генеральный директор ОАО «Авангард» Шубарев В.А., а также представители АО «Шнейдер Электрик», руководители ведущих вузов, научных организаций и промышленных предприятий города.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, приветствуя участников конгресса от имени Губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова и подводя итоги работы, отметил: «Наука построена на очень тесных, корпоративных связях, когда любое достижение инспектируется профессиональным сообществом. Для выполнения этой задачи созданы специальные методики исследования работы ученых и сформирована экспертная среда. На это же направлены форумы и конференции, которые играют серьезную роль в жизни ученых. Так, вопросы, которые были подняты в рамках данного конгресса, и дискуссии, родившиеся в процессе их обсуждений, представляются крайне важными, формирующими тематическое поле науки на перспективу».

Сегодня все больше промышленных предприятий и корпораций заключают соглашения с вузами на подготовку специалистов и принимают активное участие в создании учебных планов и программ. Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак считает, что именно работа представителей научно-образовательной сферы закладывает основу и определяет вектор развития большинства отраслей в нашей стране.

«Общий объем ежегодных внутренних затрат на научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге составил более 120 миллиардов рублей, численность работников в данной сфере превысила 77 тысяч человек. Стимулирование инвестиционного развития научно-промышленного комплекса позволит увеличить наш вклад в экономическое развитие города и страны в целом. На сегодняшний день мир вступает в крупнейший за всю историю технологический переходный период. В основе этой революции трансформация массового производства в более гибкое и эффективное. Акцент будет сделан на передовые технологии, платформенные решения и цифровизацию. Очевидно, что мы должны будем перейти к новой модели развития на базе высокотехнологичных отраслей, научных знаний и инновационных технологий. Наше конкурентное преимущество – сохранившаяся система среднего и высшего технического образования, дающая прочную интеллектуальную и научную базу для подготовки кадров для цифровой экономики», – подчеркнул Анатолий Турчак.

Ректор Горного университета Владимир Литвиненко отметил, что для нашей страны переход от промышленной экономики к постиндустриальной – очень долгий и непростой путь. И конкретные задачи, решение которых позволит развиваться промышленному комплексу, должны быть поставлены перед высшей школой государством.

«Главный двигатель прогресса и благосостояния – это инвестиции в технологии. Наука сама по себе никогда не несет прогресса для экономики страны, максимум поднимает авторитет отдельных ученых за счет серьезных публикаций. Для решения глобальных проблем академическому сообществу необходимо не только вести совместные междисциплинарные дискуссии, но и активнее интегрироваться в рамках своих профессиональных сообществ, генерировать идеи и находить эффективные пути развития для отраслей отечественной экономики», – заявил Владимир Литвиненко.

Система образования в XXI веке формирует новое сознание кадров, их компетенций, позволяя осуществлять конкретные технологические разработки, обеспечивающие рост промышленного потенциала города.

Заместитель президента Российской академии наук «Развитие системы профессионального образования в контексте гуманитарно-технологической революции» Владимир Иванов дал детальный анализ необходимости обеспечить восстановление связки «наука-образование-промышленность» что для качественного развития системы профессионального образования в контексте гуманитарно-технологической революции. Именно такой подход, по его мнению, сделает возможным выбор верной траектории развития системы образования и гарантирует возможность технологического прорыва.

Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) Сергей Поляков заявил, что в Санкт-Петербурге сформирована достаточно эффективная структура для активизации инновационной деятельности и озвучил цифру в 1 млрд. 300 млн. руб., направленных на обеспечение поддержки инновационной деятельности в городе в 2019 году.

«Фонд считает исключительно важным развитие сотрудничества фонда с университетами, которые являются одним из основных источников инноваций, новых технологий, нового бизнеса», – сказал Сергей Геннадьевич, завершая свое выступление.

Насыщенная деловая программа конгресса включала работу круглых столов, молодежного дискуссионного клуба, мастер-классов. В ходе работы круглых столов эксперты и представители профессионального сообщества обсуждали вопросы формы и содержания партнерства образовательных учреждений и компаний, междисциплинарной подготовки специалистов в области медико-биологических инноваций, реализации международных образовательных и научных программ, работы точек кипения в ВУЗах, а также актуальные вопросы научной аттестации кадров.

Обсуждению вопросов интеграции высшей школы и промышленности, новых возможностей для профессионального образования и научных исследований была посвящена панельная дискуссия «Новые вызовы для профессионального образования и науки», участие в которой приняли представители вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ПАО «Ленэнерго» и АО «Шнейдер Электрик».

Активное обсуждение вопроса «Научно-исследовательская работа и производственные практики в образовательном процессе студентов: нужны ли они молодежи?» в рамках молодежного дискуссионного клуба продлилось почти четыре часа. Более 50 обучающихся высших и профессиональных образовательных организаций в жаркой полемике сформулировали несколько решений, направленных на совершенствование системы организации производственной практики на предприятиях. Одним из таких решений стало предложение отделам практик вузов осуществлять ранжирование предприятий-работодателей на категории по уровню качества и ответственности подхода к организации производственной практики для студентов, тем самым повышая мотивацию работодателя в создании условия для привлечения молодых специалистов. Согласно выдвинутой инициативе, предложено для предприятий 1 уровня организовывать наполнение наиболее сильными и успешными практикантами, а 3 уровня – слабыми и малоспособными студентами. Тогда «кадровый голод» заставит пересмотреть отношение предприятий к данному вопросу. Участниками молодежного дискуссионного клуба подготовлена резолюция с ключевыми выводами по итогам работы. Сомодераторами клуба выступили Станислав Ковшов, председатель совета молодых ученых Санкт-Петербургского горного университета и Александр Николаев, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

В ходе мастер-класса «Образовательная робототехника на базе линейки учебных конструкторов производства ГНЦ РФ ЦНИИ РТК» его ведущий – начальник студенческого конструкторского технологического бюро ГНЦ РФ ЦНИИ РТК Максим Алексеев – поделился практическим опытом работы по внедрению в образовательный процесс перспективных обучающих технологий подготовки кадров по направлению «Мехатроника и робототехника» в формате молодежных робототехнических соревнований на базе линейки конструкторов производства ГНЦ РФ ЦНИИ РТК. А архитекторы Федор Миронов и Максим Андреев в рамках мастер-класса «Архитектурно-планировочные концепции: оптимизация жилого пространства» представили новый взгляд на формирование пространства квартиры и принципы перепланировки.

Более 100 студентов из 20 вузов соревновались в кейс-турнире «Санкт-Петербург – умный город XXI века», конкурсе презентаций «Санкт-Петербург – центр арктических исследований и технологий» и конкурсе видеоработ «Интересные моменты жизни моего университета», победителей которых поздравил председатель Комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов. Он отметил, что конгресс традиционно становится событием, определяющим направление перспективного развития для образовательных и научных организаций города. Конгресс позволяет выработать единую позицию относительно наиболее актуальных направлений научных исследований, в том числе касающихся работы над созданием прорывных технологий, что в итоге ведет к повышению качества и конкурентоспособности петербургского образования.


Source: http://knvsh.gov.spb.ru

Read next

Subscribe to StudyInSPb
Newsletter