Международная политехническая летняя школа: итоги сезона

01.09.2020

Ни пандемия, ни закрытые границы не стали препятствием для проведения Международной политехнической летней школы. Крупнейший международный проект Политеха с одной стороны показал: масштаб не влияет на способность адаптироваться к внешним факторам. С другой стороны, он стал своего рода экспериментом для всего международного офиса и институтов СПбПУ. Получится ли? Точно ли будет интерес со стороны иностранных студентов? А как же они без желанных экскурсий и прогулок по Петербургу?

Но все удалось решить. Более 300 иностранных студентов из 27 стран подключились к Международной политехнической летней школе в режиме онлайн. Они изучали порядка 20 программ по семи направлениям. Обучение проходило в формате вебинаров и проектной деятельности, а по результатам успешного завершения курса участники получили сертификаты международного образца с ECTS кредитами, которые можно будет использовать в домашнем университете.

«Мы столкнулись с большим количеством вызовов, которые успешно преодолели. В процессе набора студентов не было до конца понятно, в каком формате будет проходить обучение. До последнего была надежда, что границы откроются, но этого не произошло. Безопасность студентов для нас превыше всего, поэтому более 20 программ летней школы оперативно переключились в режим онлайн. Команда Политеха отработала этот процесс на все 200% – мы не только сохранили традиционно высокое качество образования, но и нашли новые возможности для более эффективного взаимодействия», – прокомментировал проректор по международной деятельности СПбПУ Дмитрий АРСЕНЬЕВ.

Несмотря на ситуацию в мире, в летней школе СПбПУ стартовали сразу несколько новых громких проектов. Впервые открыла свои двери Международная летняя школа для молодых ученых. Она включает в себя образовательные модули продолжительностью 1-2 недели, целевой аудиторией которых являются студенты последних курсов магистратуры и аспиранты. В программу школы вошли сразу несколько курсов. Один из них – «Полифотоника» – направлен на получение навыков проектирования и разработки современных оптических устройств по таким направлениям как оптические телекоммуникационные системы, применение оптики в биомедицинских исследованиях, оптическая обработка сигналов, моделирование оптических систем. Всего в нем приняли участие 14 молодых ученых из США, Эквадора, Ирана, Индии, Алжира и Армении.

Виртуальная Неделя моделирования, которая уже больше 30 лет проходит под эгидой Европейского консорциума математики в промышленности (ECMI) стала знаковым событием для всей России, поскольку состоялась в нашей стране впервые. Ключевая особенность Недели моделирования состоит в том, что проекты студентов отражают потребности реальной жизни и имеют все шансы на практическое применение. В этом году участниками стали 28 молодых ученых из Китая, Франции, Португалии, Италии, Сербии, Пакистана и других стран. Под руководством опытных кураторов они работали над решением четырех прикладных задач.

Одна из них была направлена на оптимизацию процесса болтового соединения при сборке самолетов. Вторая была связана с разработкой гибридной системы хранения, состоящей из батарей, нагревателей и водяного цилиндра, что в перспективе сможет удовлетворить пиковый спрос и неравномерное потребление энергии домохозяйствами. В поисках решения для третьей задачи участники проводили исследование поглощения воды в древесине, создавали математическую модель капиллярного влагопоглощения и делали анализ распределения содержания воды в стволе. В будущем это может помочь лучше понимать биомеханику лесов и сделать мир зеленее. В четвертом задании ученые рассматривали возможности освоения Марса.

Финальные презентации команд высоко оценила компетентная комиссия. Президент ECMI, профессор университета Коимбры (Португалия) Адерито АРАУЖО отметил: «Я от всего сердца хочу поблагодарить организаторов и преподавателей за отлично проделанную работу. Мероприятие прошло с большим успехом. Высокий уровень образования всегда был отличительной чертой Недели моделирования, и я рад, что даже в виртуальном формате мы смогли его сохранить».

Еще одной новинкой сезона стала программа по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу, которую СПбПУ и университет SOKENDAI (Япония) впервые реализовали в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Под руководством ведущих специалистов участники изучали основы физики плазмы, в особенности физику высокотемпературной плазмы и ее использование в управляемом термоядерном синтезе.

Традиционно высокий уровень организации сохранил энергетический кластер Международной политехнической летней школы, в рамках которого прошли курсы по электроэнергетике, ядерной энергетике, турбомашиностроению, нефтяным и газовым технологиям, а также новая программа сезона 2020 – «Цифровизация в энергетической промышленности». В рамках большого количества модулей прошли виртуальные экскурсии по лабораториям и предприятиям – участники программ «Передовые технологии обработки материалов» «Умное производство и цифровое будущее», «Космические технологии» и многих других в онлайн формате посетили лаборатории и научные центры СПбПУ.

«Мы учились программировать небольшие роботизированные станции. Мне всегда было интересно попробовать себя в этом. Кто знает, возможно, когда-нибудь я буду работать в этой области. Курс дает отличные практические навыки и знания о том, как работают разные вещи в индустрии автоматизированной окружающей среды. Больше всего мне понравились занятия по программированию, PLC и Python, где мы создавали клиентский сервис и обменивались сообщениями. Это было познавательно и весело!», – поделился студент курса «Умное производство и цифровое будущее» Альберико АНТИКО (Италия).

Традиционно популярным направлением среди иностранных студентов остаются программы по русскому языку и культуре – в этом году к курсам подключились участники из Китая, Бразилии и Колумбии. В рамках дистанционных программ студенты познакомились с традициями и историей России, научились петь национальные песни и отправились в виртуальные туры по улицам и главным музеям Северной столицы. Традиционно популярным направлением среди иностранных студентов остаются программы по русскому языку и культуре – в этом году к курсам подключились участники из Китая, Бразилии и Колумбии. В рамках дистанционных программ студенты познакомились с традициями и историей России, научились петь национальные песни и отправились в виртуальные туры по улицам и главным музеям Северной столицы.

Насыщенная культурная программа ждала всех без исключения участников: «Невозможно представить летнюю школу Политеха без культурной части. Это ее обязательная составляющая, которая придает всей школе особую атмосферу. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, иностранные студенты сезона 2020 с Санкт-Петербургом все-таки познакомились: для них был подготовлен специальный виртуальный тур по городу, проведена трансляция балета, а также онлайн-викторина, которая позволила им узнать больше о жизни в России и познакомиться друг с другом», – прокомментировала начальник отдела международных образовательных программ и академической мобильности СПбПУ Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА.

Share:

Read next

Subscribe to StudyInSPb
Newsletter