Войти

Исследование влияния видеоигр на работу мозга

Источник фотоматериала: https://news.itmo.ru/ru/official/education/news/9629/

25.03.2021

Сотрудники Нового Физтеха ИТМО Павел Тихонов и Михаил Зубков реализуют проект по изучению методом функциональной магнитно-резонансной томографии мозга людей, которые проводят за видеоиграми от 20 до 30 часов в неделю. Они предполагают, что мозг заядлых геймеров и людей, зависимых от химических веществ, имеют общие паттерны активации.

Идея такого исследования возникла в ходе сотрудничества с экспертами из научно-исследовательского центра имени Алмазова, с которыми ученые из ИТМО работают по проектам, связанным с технологическими аспектами МРТ.

«Мы разрабатывали приемно-передающие катушки для МРТ и методы улучшения однородности поля, у нас есть разработки по внедрению искусственного интеллекта в технологию обработки изображений. В какой-то момент мы поняли, что нам надо теснее общаться с медицинским сообществом, чтобы лучше понимать потребности. Выяснилось, что у наших коллег бывают проекты, которые не требуют непосредственно технических разработок, но нуждаются в расширенном понимании того, как именно работают некоторые методы и технологии МРТ, или в помощи по поиску людей с определенными особенностями жизненного уклада, как в случае данного исследования. Мы и предложили им помочь найти группу для исследований», — рассказывает один из авторов проекта, старший научный сотрудник Нового Физтеха ИТМО Михаил Зубков.

Проект связан с том, что 2018 году ВОЗ включила игровое расстройство в перечень международной классификации болезней (МКБ-11). В официальном документе оно описывается как совокупность нарушения контроля за временем, проводимым в игре, увеличения приоритета игры по сравнению с другими занятиями и интересами, и невозможности прекратить играть даже при появлении нежелательных последствий. Для многих ученых это стало поводом начать исследования изменений функций мозга и поведения заядлых игроманов, в частности, и для попытки найти сходства или различия с воздействием других зависимостей, в том числе химических.

Сделать это стало возможным благодаря технологии функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI) — она позволяет увидеть активацию зон мозга при выполнении испытуемым каких-либо действий. Один из авторов проекта, сотрудник Национального Медицинского Исследовательского Центра им. В. А. Алмазова Дмитрий Исхаков, уже исследовал данные по пациентам с аддиктивными и химическими расстройствами — эта работа легла в основу нового проекта.

 «При помощи современных методов нейровизуализации мы можем получить общее изображение головного мозга и сравнить его с нормой. Существует такая вещь, как гемодинамическая реакция: когда нейроны начинают активно работать, они потребляют в большом количестве кислород и выделяют углекислый газ. Из-за этого в маленьком участке мозга меняется соотношение газов в крови. Мы предполагаем, что, если мы видим локальное изменение концентрации этих газов, значит, этот участок мозга активно работает в данный момент. Существуют участки головного мозга, которые работают всегда, что бы вы ни делали: когда вы спите, бодрствуете, идете, думаете о чем-то. Когда решили сравнить эти системы у разных людей, оказалось, что существуют отличия в том, как работают эти зоны. У кого-то они работают сильнее, у кого-то — слабее. Иногда они могут вообще мигрировать в другие анатомические структуры головного мозга. Это и есть метод функциональной МРТ — мы смотрим на ту часть мозга, которая работает наиболее активно», — рассказывает Дмитрий Исхаков.

На старте проекта в добровольцы записалось более 200 волонтеров, из них ученые отобрали 80 человек: 40 в группу геймеров и 40 в контрольную группу. На данный момент проанализированы данные 22-х геймеров и семи человек из контрольной группы. Испытуемым в течение шести минут показывали визуальную парадигму, состоявшую из «нейтральных» изображений и скриншотов из видеоигр (в случае геймеров — из тех игр, которые они указали любимыми). В это время испытуемые лежали в томографе, который получал фМРТ-изображения головного мозга.

Последующий анализ показал, что по сравнению с контрольной группой, у геймеров сильнее активизируется функциональная связь между префронтальной, фронтальной корой и островковой долей (отвечает за моторный контроль, восприятие, самосознание и межличностный опыт), при этом связь между префронтальной корой и поясной корой (отвечает за обработку эмоций, обучение, память, а также мотивацию), наоборот, менее активна.

Эти данные дают ученым сделать вывод, что нейронный механизм, стоящий за игровой зависимостью, очень похож на тот, что встречается у химически зависимых людей, и базируется на механизмах дофаминового «вознаграждения».

 «Различные зависимости, например, химические и игровые, отображаются на функционировании мозга и его зон. Это может быть общее изменение объема мозга или локальные изменения, например, увеличение или уменьшение толщины в определенных зонах. Как правило, все крутится вокруг системы когнитивного контроля и лимбической системы, которую еще называют системой удовольствия, и которая отвечает за то, чтобы вложить эмоциональную окраску в процесс взаимодействия с внешним миром. Все они меняются: система контроля может угнетаться, в то время как зоны, отвечающие за эмоции, наоборот, могут усиливаться. Все это мы смотрим по так называемым тепловым картам мозга, а микроструктурные изменения мы анализируем с помощью специализированного софта, который делает детальный анализ мозговой коры», — объясняет Дмитрий Исхаков.

Полученные результаты будут представлены на международной конференции International Society for Magnetic Resonance in Medicine, которая пройдет в мае этого года.

Поделиться:

Смотрите также

EN

SPbU launches more than 100 online courses on the Open Education platform
Starting on June 1, St Petersburg University launches online courses that were exclusively presented on Coursera international...

EN

The Popularity of Testing in the Russian Language Has Grown By 30%
Since the beginning of the year, more than 1,000 people have already passed exams of Russian as a foreign language at SPbU

EN, Вузы

LETI Students Won Vladimir Potanin Foundation Scholarships
The Vladimir Potanin Foundation announced the list of winners of the contest for the Vladimir Potanin Memorial Scholarship. In the 2021/2022 season...
Будьте в курсе актуальных новостей
Подпишитесь на нашу рассылку

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять