Онлайн-образование как ответ на вызовы COVID-19 и перспективы будущего

24.04.2020

К тематике пандемии можно относиться по-разному. Например, Университет Цинхуа и ЮНЕСКО решили рассматривать карантин как повод пересмотреть подход к высшему образованию и инициировали интересную дискуссию на тему «Онлайн-образование как ответ на вызовы COVID-19 и перспективы будущего». 24 апреля состоялась онлайн-встреча руководителей более 20 ведущих университетов мира, во время которой они поделились опытом массового перехода на дистанционное обучение. Ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской стал единственным представителем от вузов России. Участие в дискуссии он принял по личному приглашению президента Университета Цинхуа профессора Цю Юна.

Модерировал дискуссию проректор и провост Университета Цинхуа Ян Бинь. После приветственных слов от президента Университета Цинхуа и представителя высшего руководства ЮНЕСКО выступили президент Йельского университета Питер Саловей и вице-канцлер Кембриджского университета Стивен Тоуп, президент Имперского колледжа Лондона Элис Гаст, ректор Политехнического университета Милана Ферруччо Реста, президент Университета Торонто Мерик Гертлер, президент Университета Васэда (Япония) Айджи Танака и канцлер Университета Вашингтона в Сент-Луисе Эндрю Мартин. Также участники дискуссии проанализировали примеры внедрения онлайн-образования из практики таких вузов, как: Австралийский национальный университет, Университет Буэнос-Айреса, Университет Чили, Университет Эксетера (Великобритания), Корейский институт передовых технологий, Университет Малайя (Малайзия), Университет Найроби (Кения), и др.

Дискуссия показала, что при переходе на дистанционное обучение большинство вузов в мире действуют интуитивно: протоколов для этой чрезвычайной ситуации нет практически нигде. Форсированный переход на дистанционный формат заставляет пересматривать принципы и подходы в обучении – ошибочно преподавать сейчас тот же материал и теми же способами. Онлайн-обучение – это нечто другое, где другие правила, этикет и динамика. В этом смысле опыт Университета Цинхуа, который перешел на дистанционное обучение еще в феврале и преподает больше четырех тысяч курсов онлайн (и даже физкультуру, инструктируя студентов по здоровью и поддержке физической формы) стал наиболее интересным и показательным. Алгоритмы и понимание, как и что делать, есть у тех университетов, которые и так успешно практикуют онлайн-обучение, в первую очередь – СПбПУ. Помогает также высокий уровень интернационализации. Наши преподаватели могут подключиться к международной дискуссии о лучших практиках. Так, в конце апреля – начале мая профессора и сотрудники СПбПУ примут участие в серии вебинаров, организуемых Университетом Цинхуа, и посвященных лучшим практиками в сфере создания онлайн-курсов, обеспечения качества образования, использования ИКТ в образовании, устойчивому развитию университетов в области образования, и т.д.

Во время своего доклада ректор СПбПУ Андрей Рудской напомнил, что год назад выступал с лекцией в Университете Цинхуа и говорил о том, как стремительно меняется мир, и как важно объединить усилия ведущих университетов – драйверов таких изменений. Никто не мог предположить тогда, что нас ждет всего спустя год. Андрей Иванович рассказал, что университет предпринял необходимые меры для поддержки студентов, а их более 34 тысяч, из которых 7 500 – иностранцы, постарался создать комфортную обстановку в общежитиях для условий изоляции, регулярно проводит санобработку помещений, всем студентам (и российским, и зарубежным) выплачена дополнительная стипендия.

И с марта, когда до России дошла эпидемия COVID-19, Политех полностью перешел на онлайн-обучение. «С 2015 года мы взяли курс на развитие онлайн-образования, поэтому к ситуации срочного перехода в дистанционный формат были готовы. По нашему опыту могу сказать, что регулярные вебинары для преподавателей и студентов по использованию онлайн-платформ, модернизация информационных ресурсов, привлечение волонтеров – это то, чему стоит уделять особое внимание с первых же дней», – пояснил ректор. Более того, на сегодняшний день, с учетом имеющегося опыта, Политех участвует в организации помощи другим российским вузам по быстрому переходу на дистанционное обучение. Более подробно Андрей Рудской рассказал о двух наиболее ярких кейсах практико-ориентированного обучения в дистанционном формате, что является наиболее сложным и актуальным для инженерных вузов, и которые Политехнический университет успешно реализует. Это Международный университетский сетевой проект «Синергия», направленный на проведение лабораторных работ студентами в режиме реального времени с целью проектирования интеллектуальных робототехнических систем и управления процессами с большим объемом данных, и онлайн-курс и дистанционный лабораторный практикум по аддитивным технологиям на базе Инжинирингового центра Политеха.

«Ситуация, в которой сейчас оказался весь мир, приведет к постоянным изменениям. Но будущее есть только у тех, кто меняется», – уверен Андрей Рудской. По его мнению, система образования неизменно трансформируется, а пандемия станет катализатором многих изменений. Уже сейчас разрабатываются различные сценарии цифровой трансформации образования, возможного симбиоза очных и дистанционных форматов, развития сетевого партнерства. «И мы будем готовы к ним, если уже сейчас объединим усилия. Но главный наш долг как руководителей ведущих мировых университетов в этот трудный период – это, прежде всего, позаботиться о здоровье и благополучии наших студентов и сотрудников», – подытожил ректор СПбПУ.

Подведя итоги и оценивая дальнейшие шаги, участники дискуссии сошлись во мнении, что дистанционное обучение в университетах – это не только проблемы, но и новые возможности.

Поделиться:

Источник: https://www.spbstu.ru/

Смотрите также

EN, Вузы

Цикл онлайн-семинаров «Международное экономическое право»
Юристы из Гамбурга и Петербурга проведут в СПбГУ уникальный курс по международному экономическому праву

EN, Вузы

Смартфон + математика = инновационный способ помощи пациентам с болезнью Паркинсона
Ученые ЛЭТИ совместно с ИМЧ РАН им. Н.П. Бехтеревой разрабатывают способ дистанционного мониторинга состояния пациентов с болезнью Паркинсона

EN, Вузы

Ученые СПбГУ открыли новый минерал на Камчатке
Кристаллографы-минералоги СПбГУ описали новый минерал гликинит, который назвали в честь выдающегося ученого Аркадия Эдуардовича Гликина
Будьте в курсе актуальных новостей
Подпишитесь на нашу рассылку