Войти

Петербургский Кванториум стал официальным партнером Академического университета

Источник фотоматериала: https://spbau.ru/ob-universitete/

17.02.2021

Соглашение о сотрудничестве заключили 16 февраля Академический университет имени Жореса Алферова и Петербургское учреждение дополнительного образования Кванториум. Свои подписи под этим документом поставили проректор по науке АУ, доктор физико-математических наук Антон Егоров и директор Кванториума Валерия Зотова.

Церемония подписания в деловом духе прошла на базе Кварториума, расположенного на улице Ушинского в Калининском районе города. Этот центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи был открыт здесь в 2020 году, как новая форма дополнительного внешкольного образования и приобщения детей и юношества к научной сфере. Теперь к этой деятельности на общественных началах приобщился и Алферовский университет.

Смысл и значение этого события так охарактеризовал проректор АУ Антон Егоров.

«Кванттриум занимается достаточно важным делом: он привлекает молодые кадры к научно-техничекой деятельности в широком спектре. Это и программирование, и робототехника, и химия, и биология, и многое другое. Здесь занимаются школьники, которые увлечены этой областью знаний. И этим они нам интересны. Мы можем оказать поддержку работе Кванториума, пригласив ребят к нам в университет, показав им нашу учебную и научную базу, может быть, организовать для них какие-нибудь небольшие лабораторнып работы. Дети расскажут это друзьям, родителям. И таким образом расширяется информационное поле вокруг нашего университета. Мы, в этом очень заинтересованы. И, может, через год-два кто-то из этих ребят, закончив школу, придет к нам в университет учиться в качестве студентов».

Более подробный комментарий к этому событию дал участник подготовки Соглашения, заведующий лабораторией возобновляемых источников энергии, доктор физико-математичеких наук Иван Мухин. Однако начали мы разговор не с конкретного события, а с обшей характеристики этого нового национального проекта.

- В стране с 2016 года действует большая федеральная программа, направленная на создание новой сети дополнительного школьного образования, получившая название детские технопарки Кванториум. Их в России уже порядка ста, с расчетом как минимум одного Кванториума на регион. Их задача - привлекать к научно-техническому творчеству талантливую молодежь, развивать ее компетенцию, помогать ей в выборе вуза. Эти центры довольно серьезно оснащены всевозможным оборудоварием. И там у них есть деление на квантумы - аэро, космо, био, ай-ти... Самый близкий к нашей специфике - наноквантум.

Это класс, оснащенный различным оборудованием, который позволяет школьникам проводить разнообразные исследовательские проекты - либо личные, либо групповые или даже с индустриальными партнерами. Входит в правило привлекать к школьным технопаркам потенциальных партнеров, которые могли бы реальные задачи ставить, чтобы школьниики их решали нестандартно. Некоторые решения, предложенные школьниками, оказываются востребованными в реальном секторе экономики.

Одним из ключевых партнеров наноквантума в Санкт-Петербурге является Универсистет ИТМО. На его базе каждый год проводились образовательная сессия Кванториума, направленная на обучение так называемым hard skills - усвоение твердых навыков работы непосредственно на учебно-научном оборудовании. Так на международном уровне называется обучение наставников этих квантумов. Они приезжали в Петербург на недельные сессии, перенимая здесь методологию и все прочее. Несколько лет такие сборы проходили в Университете ИТМО. Но в минувшем году в связи с пандемией университет не смог принять группу наставников и обратился к нам за помощью. Мы с ними давно знакомы, я тоже в этой деятельности участвую. И в 2020 году обучение наставников Кванториумов проходило на базе Академического университета совместно с коллегами из ИТМО. У нас есть серьезная база - и методологическая, и приборная, и мы с ними совместно проводили hard skills обучение. Среди участников образовательной программы были и коллеги из Петербургского кванториума, который возглавляет молодая энергичная наставница Валерия Зотова. И мы с минувшей осени стали взаимодействовать с ними консультационно.

- Таким образом, то, что сейчас закреплено соглашением о сотрудничестве, началось гораздо раньше?

- По существу - да. Все началось с чтения лекций. Мы стали помогать им методологически. В том, что касается нанотехнологий, мы разбираемся лучше наших коллег и консультируем их по разным вопросам. Недавно - в День науки мы были в числе гостей Кванориума. Мои коллеги из лаборатории выступили перед директорами школ, а я выступил перед школьниками. Ребята там активные, увлеченные. Для нас важно и то, что среди старшеклассников есть школьники, которые напрямую заинтересованы обучаться нанотехнологиям. И для нас это возможность привлечения в Академический университет из их числа новых абитуриентов.

- Что, на ваш взгляд, лежит в основе успешной деятельности кванториума?

- Я бы так сказал, что хороший Кванториум это, в первую очередь, даже не хорошие дети, а хорошие наставники с навыками в предметной области, с умением работать на оборудовании, планировать выполнение исследовательского проекта со школьниками. И в Санкт-Петербурге с этим все хорошо.

- В таком случае это соглашение имеет обоюдовыгодный характер?

- Несомненно. К нам в университет придут абитуриенты, которые уже имеют реальное представление о том, чем они могли бы заниматься в науке. Так что, если отойти от официального языка, это соглашение можно назвать меморандумом о дружбе и поддержке.

- Но для этого им надо соответствовать уровню требований академического университета...

- Если школьники осознанно выбирают обучение в наноквантуме, это означает, что они заинтересованы учиться в направлении нанотехнологий. Это мотивированные ребята, которые ищут специально это направление. Так что вполне возможно, что это окажется на пересечении с нашими требованиями. А для нас полезно, что мы могли бы помогать коллегам создавать образовательные программы, которые как раз больше подходят к нашим требованиям, чтобы школьники приходили бы к нам уже подготовленными.

- На какой срок заключено соглашение?

- Оно будет действовать до 2025 года с возможностью дальнейших пролонгаций. Предполагается длительность таких взаимоотношений.

- Есть ли у вас такого рода соглашения с другими вашими партнерами по обучению школьного уровня?

- Мы с разными школами взаимодействуем, но, насколько мне известно, раньше ничего такого не подписывалось. Хотя это может оказаться правильной практикой в дальнейшем.

- Можно ли сказать, что вы сейчас посмотрите, насколько это эффективно и займетесь этим более основательно с другими вашими партнерами?

- Да... Есть на Крестовском острове новое здание, где расположился фонд 'Академия талантов". Это партнеры "Сириуса" в Санкт-Петербурге. Мы с ними сотрудничаем, лекции там читаем, проводим экспертную оценку проектных работ школьников. И со временем может оказаться, что это тоже превратится в более полноформатное сотрудничество. Так что мы, возможно, находимся в начале нового направления деятельности Академического университета в сфере сотрудничества с нашими партнерами.

Поделиться:

Смотрите также

Анонс, Вузы

Химики СПбГУ выявили фактор, позволяющий катализаторам нового поколения проявить максимальную активность
Ученые Санкт-Петербургского университета выяснили, что для использования промышленных органических катализаторов нового поколения, отличающихся эффект

Анонс, Вузы

В ОДК-Климов прошло онлайн-обсуждение современных направлений целевой подготовки кадров
В интерактивном музее истории авиационных двигателей петербургского предприятия ОДК-Климов

Вузы

Начался прием на контракт в магистратуру ЛЭТИ
В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» стартовала кампания по приему студентов в магистратуру на контрактной основе.
Будьте в курсе актуальных новостей
Подпишитесь на нашу рассылку

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять