Войти

ЛЭТИ провел форум «Национальная система квалификаций для профессий будущего»

Источник фотоматериала: https://etu.ru/assets/cache/images/ru/nauchnaya/novosti/1280x800-dscf2014-2.cb9.jpg

29.10.2021

Актуальные проблемы проектирования профессий будущего и развития человеческого капитала обсудили участники дискуссии, организованной СПбГЭТУ «ЛЭТИ» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

21 октября на площадке «Точки кипения Санкт-Петербург» состоялся форум «Национальная система квалификаций для профессий будущего». Его организаторами выступили Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», деловое издание «Ведомости», Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Национальное агентство развития квалификаций.

Участниками дискуссий, посвященных развитию человеческого капитала и кадровому проектированию, стали представители вузов, научно-исследовательских институтов, инновационных промышленных компаний, а также отраслевых профессиональных объединений и союзов.

Форум открылся пленарным заседанием «Квалификации и образование: новые горизонты сотрудничества для профессий будущего», на котором спикеры обсудили взаимодействие различных структур в области разработки системы профессиональных квалификаций.

 Генеральный директор Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Никита Викторович Первушин рассказал о появлении стандарта для новой профессии в сфере логистики – предиктивного аналитика. «Сегодня мировыми трендами являются устойчивое развитие и «зеленая» экономика. Заводские территории освобождаются от лишних складов и персонала. Специалисты по предиктивной аналитике, которые обрабатывают слухи и реальные данные о забастовках и крушениях, могут с высокой точностью предсказать срок доставки груза. Такие специалисты помогут предприятиям сэкономить миллион долларов за одну поставку. За год эта цифра может достичь нескольких сотен миллионов долларов», – отметил Никита Викторович.

Руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Ангелина Владимировна Волкова в своем выступлении подчеркнула, что методы подготовки кадров для наукоемких отраслей должны носить инновационный характер.

«Мы работаем над расширением полномочий и функций советов по профессиональным квалификациям, ограниченных нормативными документами. ФИОП реализовал ряд проектов в области технологий кадрового обеспечения. В рамках одного из них был разработан профиль специалиста по аналитике в сфере проектирования квалификационных потребностей. Совместно с ЛЭТИ мы запустили проект по выявлению профессий будущего, а также квалификационных требований специалистов для опережающей подготовки» - руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Ангелина Владимировна Волкова.

Новым механизмам разработки образовательных программ было посвящено выступление проректора по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергея Александровича Галунина. Он отметил, что от внедрения новой технологии до выпуска первого специалиста проходит 8 лет, что для современного мира очень долго. Одной из причин является нормативная база, которая сдерживает этот процесс.

«ЛЭТИ отслеживает научные тенденции и на их основе, совместно с академическими и индустриальными партнерами, создает новые механизмы разработки образовательных программ опережающей подготовки специалистов. Совместно с советами по профессиональным квалификациям мы разрабатываем профессиональные стандарты. Чтобы повысить востребованность наших выпускников, мы применяем технологии независимой оценки квалификаций, анализируем ее результаты, получаем обратную связь от потенциальных работодателей и корректируем образовательные программы» - проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин.

Заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Георгиевич Волков рассказал о трех подходах к формированию компетентностного портрета, которые лежат в основе создания образовательных программ. В одномерном подходе, принятом в США, основополагающая роль отведена поведенческим компетенциям (soft skills). Функциональный подход, созданный в Великобритании, основан на профессиональных стандартах. Франко-германский подход совмещает функциональные и поведенческие компетенции.

«По результатам анализа структуры требований мы пришли к выводу о том, что перечисленные подходы не дают естественно-научного базиса, необходимого для профессий будущего. Без понимания физики технологического процесса ни один специалист не сможет эффективно работать. Мы предлагаем модель, согласно которой, помимо формирования функциональных и поведенческих компетенций, необходимо уделить особое внимание фундаментальной подготовке» - заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Георгиевич Волков.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Евгеньевич Шадрин отметил важность создания гибкого механизма трансляции требований работодателя на систему образования. Это позволит ускорить сроки актуализации профессиональных стандартов и оценочных средств. По его словам, также необходимо активно внедрять проектное обучение, чтобы студенты овладевали современными компетенциями непосредственно от работодателей.

Председатель СПК в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники Анастасия Петровна Оситис выступила с докладом о разработке совместно с ОАО «Российские железные дороги» профессиональных стандартов для высокотехнологичной отрасли «квантовые коммуникации». «Пакетный» подход к созданию квалификационных требований и оценочных средств позволяет своевременно и качественно готовить кадры будущего.

Президент РОО «Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области» Александр Фирович Габитов обозначил потребность предприятий региона в кадрах средних квалификаций: «К сожалению, система среднего профессионального образования сложно выстраивается под нужды предприятия. Порядка семи лет мы ведем активную работу с Правительством Ленинградской области, направленную на устранение разрыва между образовательным звеном и работой. В ближайшее время в регионе разовьется дефицит кадров средних квалификаций, и предприятия будут вынуждены набирать специалистов из других регионов. Более того, большинство крупных предприятий самостоятельно создают свою систему среднего специального образования». Также он отметил, что существующие образовательные стандарты исключают важные элементы из советской системы образования, которая формировала у учащихся кругозор, позволявший трансформировать узкое специальное образование в более широкое.

Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская в докладе «Образование в новом мире» рассказала о вызовах, стоящих перед педагогикой в связи с развитием искусственного интеллекта. Среди них – создание новых программ и форматов обучения, определение роли учителя в сложившихся условиях, создание программы подготовки учителей и родителей. «Мы живем в совершенно новых условиях: подделки лучше оригиналов, искусственный интеллект учится быстрее нас, мы со всех сторон окружены киберугрозами. Нужно учить детей тому, как держаться вне стресса, верифицировать информацию и как жить в мире, который не станет прежним. Нужно время, чтобы понять, как не потеряться в новой реальности и каковы настоящие ценности», – резюмировала Татьяна Владимировна.

«Форум дал возможность заинтересованным сторонам найти общий язык друг с другом и набросать план совместных действий по дальнейшему проектированию профессий будущего. В ЛЭТИ достаточно давно поняли важность и необходимость включиться в деятельность национальной системы квалификаций – университет участвует в ее рабочих органах, находится на фронтире изменений кадрового обеспечения инфраструктуры нашей страны» - руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций ФИОП (группа РОСНАНО) Ангелина Владимировна Волкова.

Работа Форума продолжилась в формате круглых столов по четырем темам: «Кадровое проектирование профессий будущего», «Кадровый резерв как драйвер развития образовательного и научного потенциала», «Внедрение инструментов НОК в образовательный процесс», «Модель кадрового обеспечения: АКТУАЛИЗАЦИЯ. От апробации к тиражированию».

 

Для справки

СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» был основан в 1886 году указом императора Александра III и стал первым в Европе высшим учебным заведением в области электротехники. Сегодня ЛЭТИ – один из ведущих технических университетов России и участник программы «Приоритет-2030» – является лидером в области разработки технологий и опережающей подготовки кадров для сфер радиоэлектронных, информационнотелекоммуникационных и информационно-управляющих систем, искусственного интеллекта, биоинженерии, жизнеобеспечения человека и защиты окружающей среды. В университете обучаются свыше 10 тысяч студентов и аспирантов, работают более 1200 преподавателей.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ – один из крупнейших институтов развития инновационной инфраструктуры в России. Фонд является частью Группы РОСНАНО. Деятельность Фонда нацелена на поддержку всех российских предприятий наноиндустрии по таким направлениям, как развитие технологической инфраструктуры, кадрового потенциала, стимулирование спроса, стандартизация и сертификация новой продукции, совершенствование законодательства, популяризация высоких технологий. Фонд развивает сеть нанотехнологических центров для вывода на рынок стартапов по таким направлениям, как робототехника, системы хранения энергии, медицинское хай-тек оборудование, алмазная оптика, оптические и индустриальные покрытия, индустриальная микробиология, тонкоплёночная интегрированная фотовольтаика, аддитивные технологии, гибкая электроника. Совместно с партнерами Фонд создает технологические инжиниринговые компании, которые по заказу сторонних компаний разрабатывают и внедряют оригинальные технологии для различных отраслей промышленности. Для расширения сферы применения инноваций Фонд совершенствует систему технических регламентов и стандартов. Образовательные проекты Фонда – инструмент быстрого реагирования на дефицит компетенций специалистов в компаниях, который проявляется, как правило, на фоне внедрения инноваций, в ходе разработки и вывода на рынок нового продукта. Требуемые работникам высокотехнологичных производств компетенции закреплены в профессиональных стандартах, соответствие которым устанавливается с помощью инструментов независимой оценки квалификации. Цифровое обучение уверенно выходит в авангард системы дополнительного образования. Доступ к новым знаниям, и, в первую очередь, качественному контенту в сфере передовых технологий, в режиме 24/7 обеспечивают образовательные платформы edunano.ru и stemford.org. Они содержат курсы и лекции для слушателей всех возрастов. Самые младшие из них – школьники – перспективный кадровый ресурс. Это будущие ученые, инноваторы, руководители промышленных предприятий, инженеры. Успешное развитие инновационной экономики невозможно без вовлечения широкой общественности. Это требует активной просветительской работы. Фонд использует собственные медиаканалы, реализует специальные проекты в СМИ, участвует в конгрессно-выставочной деятельности. Особое внимание уделяется работе с молодёжной аудиторией: городской фестиваль Science Bar Hopping для неформальных встреч молодых ученых с теми, кому интересны последние технологические достижения, стал лауреатом премии «За верность науке» в номинации «Лучший научно-популярный проект» 2019 года. Развитием проекта стало научно-популярное youtube-шоу «Заходит учёный в бар».

Деловое издание «Ведомости»

«Ведомости» – ведущее деловое издание России. Первый номер издания вышел 7 сентября 1999 года. На сегодняшний день «Ведомости» – один из лидеров деловой прессы России, самое цитируемое и узнаваемое российское издание за рубежом. «Ведомости» в Санкт-Петербурге» – один из лидеров деловой прессы СанктПетербурга. Экономика, бизнес, политика, технологии – всегда достоверные деловые новости. «Ведомости. Конференции» – один из знаковых проектов издания – площадка, обеспечивающая возможность открытого диалога представителей бизнеса и власти, представления и обсуждения успешных бизнес-кейсов компаний. Ведущие эксперты и аналитики, актуальные темы и высокое качество деловых программ, объективная оценка рынка и возможность успешно развивать свой бизнес в России, повышая его конкурентоспособность.

АНО «Национальное агентство развития квалификаций»

Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» была создана в 2006 году и является базовой организацией по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации. Основными целями и задачами Национального агентства развития квалификаций являются: содействие развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирование согласованной позиции организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействие становлению независимых, в том числе общественно-государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта. С 2016 года Национальное агентство выполняет также функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих.

Share:

Read next

Subscribe to StudyInSPb
Newsletter

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять