Международная политехническая летняя школа: итоги сезона

01.09.2020

Ни пандемия, ни закрытые границы не стали препятствием для проведения Международной политехнической летней школы. Крупнейший международный проект Политеха с одной стороны показал: масштаб не влияет на способность адаптироваться к внешним факторам. С другой стороны, он стал своего рода экспериментом для всего международного офиса и институтов СПбПУ. Получится ли? Точно ли будет интерес со стороны иностранных студентов? А как же они без желанных экскурсий и прогулок по Петербургу?

Но все удалось решить. Более 300 иностранных студентов из 27 стран подключились к Международной политехнической летней школе в режиме онлайн. Они изучали порядка 20 программ по семи направлениям. Обучение проходило в формате вебинаров и проектной деятельности, а по результатам успешного завершения курса участники получили сертификаты международного образца с ECTS кредитами, которые можно будет использовать в домашнем университете.

«Мы столкнулись с большим количеством вызовов, которые успешно преодолели. В процессе набора студентов не было до конца понятно, в каком формате будет проходить обучение. До последнего была надежда, что границы откроются, но этого не произошло. Безопасность студентов для нас превыше всего, поэтому более 20 программ летней школы оперативно переключились в режим онлайн. Команда Политеха отработала этот процесс на все 200% – мы не только сохранили традиционно высокое качество образования, но и нашли новые возможности для более эффективного взаимодействия», – прокомментировал проректор по международной деятельности СПбПУ Дмитрий АРСЕНЬЕВ.

Несмотря на ситуацию в мире, в летней школе СПбПУ стартовали сразу несколько новых громких проектов. Впервые открыла свои двери Международная летняя школа для молодых ученых. Она включает в себя образовательные модули продолжительностью 1-2 недели, целевой аудиторией которых являются студенты последних курсов магистратуры и аспиранты. В программу школы вошли сразу несколько курсов. Один из них – «Полифотоника» – направлен на получение навыков проектирования и разработки современных оптических устройств по таким направлениям как оптические телекоммуникационные системы, применение оптики в биомедицинских исследованиях, оптическая обработка сигналов, моделирование оптических систем. Всего в нем приняли участие 14 молодых ученых из США, Эквадора, Ирана, Индии, Алжира и Армении.

Виртуальная Неделя моделирования, которая уже больше 30 лет проходит под эгидой Европейского консорциума математики в промышленности (ECMI) стала знаковым событием для всей России, поскольку состоялась в нашей стране впервые. Ключевая особенность Недели моделирования состоит в том, что проекты студентов отражают потребности реальной жизни и имеют все шансы на практическое применение. В этом году участниками стали 28 молодых ученых из Китая, Франции, Португалии, Италии, Сербии, Пакистана и других стран. Под руководством опытных кураторов они работали над решением четырех прикладных задач.

Одна из них была направлена на оптимизацию процесса болтового соединения при сборке самолетов. Вторая была связана с разработкой гибридной системы хранения, состоящей из батарей, нагревателей и водяного цилиндра, что в перспективе сможет удовлетворить пиковый спрос и неравномерное потребление энергии домохозяйствами. В поисках решения для третьей задачи участники проводили исследование поглощения воды в древесине, создавали математическую модель капиллярного влагопоглощения и делали анализ распределения содержания воды в стволе. В будущем это может помочь лучше понимать биомеханику лесов и сделать мир зеленее. В четвертом задании ученые рассматривали возможности освоения Марса.

Финальные презентации команд высоко оценила компетентная комиссия. Президент ECMI, профессор университета Коимбры (Португалия) Адерито АРАУЖО отметил: «Я от всего сердца хочу поблагодарить организаторов и преподавателей за отлично проделанную работу. Мероприятие прошло с большим успехом. Высокий уровень образования всегда был отличительной чертой Недели моделирования, и я рад, что даже в виртуальном формате мы смогли его сохранить».

Еще одной новинкой сезона стала программа по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу, которую СПбПУ и университет SOKENDAI (Япония) впервые реализовали в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Под руководством ведущих специалистов участники изучали основы физики плазмы, в особенности физику высокотемпературной плазмы и ее использование в управляемом термоядерном синтезе.

Традиционно высокий уровень организации сохранил энергетический кластер Международной политехнической летней школы, в рамках которого прошли курсы по электроэнергетике, ядерной энергетике, турбомашиностроению, нефтяным и газовым технологиям, а также новая программа сезона 2020 – «Цифровизация в энергетической промышленности». В рамках большого количества модулей прошли виртуальные экскурсии по лабораториям и предприятиям – участники программ «Передовые технологии обработки материалов» «Умное производство и цифровое будущее», «Космические технологии» и многих других в онлайн формате посетили лаборатории и научные центры СПбПУ.

«Мы учились программировать небольшие роботизированные станции. Мне всегда было интересно попробовать себя в этом. Кто знает, возможно, когда-нибудь я буду работать в этой области. Курс дает отличные практические навыки и знания о том, как работают разные вещи в индустрии автоматизированной окружающей среды. Больше всего мне понравились занятия по программированию, PLC и Python, где мы создавали клиентский сервис и обменивались сообщениями. Это было познавательно и весело!», – поделился студент курса «Умное производство и цифровое будущее» Альберико АНТИКО (Италия).

Традиционно популярным направлением среди иностранных студентов остаются программы по русскому языку и культуре – в этом году к курсам подключились участники из Китая, Бразилии и Колумбии. В рамках дистанционных программ студенты познакомились с традициями и историей России, научились петь национальные песни и отправились в виртуальные туры по улицам и главным музеям Северной столицы. Традиционно популярным направлением среди иностранных студентов остаются программы по русскому языку и культуре – в этом году к курсам подключились участники из Китая, Бразилии и Колумбии. В рамках дистанционных программ студенты познакомились с традициями и историей России, научились петь национальные песни и отправились в виртуальные туры по улицам и главным музеям Северной столицы.

Насыщенная культурная программа ждала всех без исключения участников: «Невозможно представить летнюю школу Политеха без культурной части. Это ее обязательная составляющая, которая придает всей школе особую атмосферу. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, иностранные студенты сезона 2020 с Санкт-Петербургом все-таки познакомились: для них был подготовлен специальный виртуальный тур по городу, проведена трансляция балета, а также онлайн-викторина, которая позволила им узнать больше о жизни в России и познакомиться друг с другом», – прокомментировала начальник отдела международных образовательных программ и академической мобильности СПбПУ Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА.

Share:

Read next

EN, Universities

The second Russian-Spanish week: how to learn languages online
Over 100 participants joined the lessons, which were held in mini-groups during the week on the Google Meet platform

EN, Universities

SUAI at UASR Forum
The Forum by UASR was organized to encourage leading technical universities to establish more joint ventures and cooperation products
Subscribe to StudyInSPb
Newsletter